Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Юридическая связь человека с государством обладает особенным значением. Только признаваясь гражданином определенного государства, человек имеет всю полноту прав и свобод, в т. ч. правом принимать участие в политической жизни страны, избираться и быть избранным в государственные органы власти и местные органы самоуправления, что считается определяющим фактором для стран, которые позиционируют себя как демократические.
Особым значением обладает свобода человека в перемещении и избрании места проживания не только в рамках государства гражданской принадлежности, но и всего земного шара.
Вследствие постоянно усиливающихся процессов миграции любое демократическое государство заинтересовано в формировании качественной нормативной базы, регламентирующей вопросы гражданства. В действующем законодательстве РФ о гражданстве до настоящего времени отсутствует стройный и логичный механизм систематизации отношений в данной области. Как следствие, недостаток построения нормативной основы приводит к проблемам реализации норм, что осложняет достижение целей политики государства и негативно сказывается на иных областях жизни.
Институт гражданства исполняет двойную социально-правовую функцию: выступая в качестве метода и средства защиты прав человека, он, между тем, является институтом защиты государственных интересов. Любое государство, руководствуясь принципом суверенитета, для обеспечения выполнения собственных функций требует от лица, которое находится на его территории, соблюдения регламентированных для человека норм поведения, выполнения обязанностей, возложенных государством.
Обладание гражданством распространяет на гражданина юрисдикцию этого государства, обеспечивает обширные возможности практической реализации им собственных прав, интересов, обеспечивает защиту от незаконных действий иных лиц.
Все большую актуальность вопросы, связанные с гражданством, получают по причине глобализации отношений в обществе. Государственные границы становятся все менее непреодолимыми, государства заключают международные соглашения, устанавливающие формирование единого пространства в экономической сфере, вступают в союзы.
Объектом исследования являются общественные отношения, в которых формируется и реализуется институт гражданства Российской Федерации.
Предметом исследования является система конституционно-правовых норм, законов и иных нормативных правовых актов, посредством которых регулируются отношения гражданства Российской Федерации.
Цель данной работы – комплексное исследование института гражданства в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие института гражданства и история его становления в Российской Федерации;
2) рассмотреть правовое регулирование института гражданства Российской Федерации;
3) исследовать актуальные проблемы современного института гражданства Российской Федерации.
Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т.д.), так и частно-научные (формально-юридический, исторический, системный и т.д.) методы юридического исследования.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. Понятие института гражданства и история его становления в Российской Федерации
В период царской России не было гражданства, а существовало подданство. Притом законодательство о подданстве приобрело характерные черты феодальных, средневековых начал, не базировалось, в отличие от государств на демократической основе того времени, на правовом равенстве всех подданных .
В ранее существовавшей Российской империи подданные делились на определенное число разрядов с особенным юридическим статусом:
1) подданные на природной основе, в структуре которых находились:
а) личные и потомственные дворяне;
б) духовные лица, подразделявшиеся по вероисповеданиям;
в) обыватели города, делившиеся на группы: купцы, цеховые, мещане и почетные граждане;
г) обыватели села;
д) инородцы, к которым относили восточные народы и евреев
е) финские обыватели.
Помимо этого, четыре категории подданных на природной основе законодательство подразделяло на лиц неподатного и податного состояния. Лица неподатного состояния, к которым относили почетных граждан и дворян, обладали свободой передвижения и имели бессрочные паспорта для проживания по всей территории государства; лица податного состояния, к которым относили крестьян и мещан, подобными правами не обладали. С принадлежностью к той либо другой категории подданных ранее действовавшее законодательство связывало очень значительные различия в комплексе прав и обязанностей.
Все имевшиеся сословия и деления граждан, сословные ограничения и привилегии, различные звания, наименования и титулы гражданских чинов подлежат уничтожению, и определяется одно равное для каждого человека наименование – гражданин Российской Республики.
Право принимать иностранцев в российское гражданство, которые проживали в границах РСФСР, предоставлялось местным Советам.
Народный комиссариат занимался регистрацией все иностранцев, которые были приняты в гражданство, и занимался опубликованием списков для всеобщего обозрения.
С момента образования Советского Союза было определено гражданство Советского Союза. В статье 7 Конституции СССР от 1924 года определялось единое, базовое гражданство для всех граждан союзных республик.
К компетенции верховных органов власти СССР относили базовое законодательство в сфере союзного гражданства по отношении к правам иностранцев.
29 октября 1924 года было установлено положение о гражданстве Советского Союза. Согласно нему правом принимать в гражданство нашего государства имел ЦИК союзных республик. Иностранцев, которые находились в государстве по трудовому соглашению, могли принимать в гражданство исполнительные комитеты областных, губернских съездов Советов либо ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство признавались лишенные его на основе законов, которые были приняты до Конституции 1924 года; не вернувшиеся из-за границы, лишенные гражданства по судебному приговору. Данное Положение регламентировало вопрос, связанный с гражданством детей в случае изменения гражданства их родителей.
После этого была введена упрощенная процедура приема в российское гражданство и выхода из гражданства.
Данное положение, основываясь на конституционном принципе единства союзного гражданства, наиболее полно урегулировало вопросы, непосредственным образом связанные с признанием лица гражданином Советского Союза, процедурой принятия и выхода из гражданства, а также с гражданством детей .
Любое лицо, которое находилось на территории Советского Союза, считалось гражданином СССР, так как не была доказана его принадлежность к иностранному подданству. Также это Положение определило, что гражданин Советского Союза выступает в качестве гражданина той союзной республики, в которой он проживает на постоянной основе. Если он признает, что связан с иной республикой, то может выбрать гражданство данной республики.
Порядок лишения гражданства осуществлялся в том же порядке, что и его принятие. Граждане иностранного государства – крестьяне и рабочие, которые проживали в пределах Советского Союза для трудовых занятий, пользовались всеми правами в политической сфере граждан Советского Союза.
Положение определяло упрощенную процедуру приема граждан в гражданство, а также порядок выхода из него:
а) крестьян и рабочих, являющихся иностранцами, которые проживают в пределах СССР для трудовой деятельности, а также иностранцев, которые обладают правом убежища по причине преследования их за деятельность революционного характера;
б) лиц, которые меняют гражданство по причине вступления в брак (В данном случае приобретение и выход из гражданства подлежит осуществлению на основании постановления краевого либо областного исполнительного комитета).
Согласно Конституции 1936 года 19 августа 1938 года был принят закон о гражданстве, который ввел определенные новшества, а именно: гражданами СССР признавались все те, кто состоял к 1 ноября 1917 года в подданстве бывшей Российской империи, а также те, кто приобрел гражданство СССР в определенном законом порядке.
Впервые Конституция СССР 1977 года определила, что основания, процедура приобретения и утраты гражданства устанавливаются Законом о гражданстве СССР. Получил выражение в Конституции важнейший принцип гражданства: граждане Советского Союза за рубежом пользовались покровительством и защитой советского государства.
После того, как был введен пост Президента Советского Союза, полномочия от Президиума ВСССР по вопросам, связанным с гражданством, отошли к компетенции Президента.
Обладание гражданством – это важная предпосылка полного распространения на это лицо всех прав, свобод и обязанностей, которые признаются законодательством, защиты данного лица государством не только внутри государства, но и за ее пределами.
Действующая Конституция Российской Федерации расширила число положений, которые регулируют гражданство, притом самые важные положения в данной сфере относятся к основам конституционного строя.
Понятие гражданства установлено в преамбуле ФЗ «О гражданстве в РФ» . Оно устанавливается как устойчивая юридическая связь человека с государством, которая выражается в комплексе взаимных прав, обязанностей и ответственности и основывается на уважении и признании достоинства, базовых прав и свобод человека.
Гражданство - это не юридическое, а фактическое состояние.
Отношения гражданства прямо не связаны с фактом проживания человека в государстве. Большое количество граждан Российской Федерации проживают за границей, а население Российской Федерации включает в себя не только граждан, но и постоянно находящихся на ее территории иностранцев, а также лиц без гражданства. Все данные категории лиц образуют население государства, понятие которого определяется не как юридическое, а как демографическое.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 30.12.2020) О гражданстве Российской Федерации // Российская газета, N 100, 05.06.2002
Научная и учебная литература:
1. Аксенов А. Б. Двойное гражданство и проблемы национальной безопасности: российское законодательство и зарубежная практика // Журнал «Вестник экономики, права и социологии». – 2017. – С. 38-40
2. Бабурина В.Л. К определению российского гражданства: история вопроса и современное понимание // Журнал «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право». -2016. -№ 2 (25). -С. 28-30
3. Барашева Е.В., Терентьева Я.С., Шайдурова К.С. Приобретение гражданства Российской Федерации // Журнал «Наука, общество, образование». - 2018. - С. 13-15.
4. Гаглоева Л. А. История становления и развития законодательства о гражданстве в РФ // Научный журнал «Закон и право». – 2015. – 305с.
5. Гришина В.К. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 6-3 (45). - С. 62-65.
6. Демиденко Д.А. Вопросы приобретения и прекращения российского гражданства // Современные проблемы государства и права. Сборник научных статей. - 2019. - С. 63-66.
7. Ежова М.Ю. История становления института гражданства Российской Федерации // Журнал «Znanstvena Misel». - 2018. - № 6-2 (19). - С. 59-61.
8. Клокова Э.Э. Перспективы развития двойного гражданства // Журнал «Юридическая наука». - 2019.- №2. – С. 90-93
9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977)(ред. от 14.03.1990) // Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990 г. (утратил силу)
10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик(утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936)(ред. от 29.10.1976)// Известия ЦИК СССР и ВЦИК, N 283, 06.12.1936 (утратил силу)
11. Магомедова П.Р. Проблемы приобретения гражданства РФ // Журнал «International Law Journal». - 2021. - Т. 4. -- № 3. - С. 144-146.
12. Муравьев Е.В., Чекалин А.В. Из истории становления института гражданства в России // Журнал «Социально-гуманитарные проблемы современности». - 2017. - С. 83-89.
13. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР, 1923, N 2, ст. 45 (утратил силу)
14. Петренко Н. И., Ровенская А. С. Некоторые аспекты института гражданства в Российской Федерации // Журнал «Марийский юридический вестник». – 2017. – С.148-151
15. Петросян М. А. Прекращение гражданства в Российской Федерации: правовой аспект [Текст] // Право: современные тенденции: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 10-12
16. Прудников А. С. Гражданство как институт права: конституционно-правовой аспект // Журнал «Вестник Московского университета МВД России». – 2018. – С. 128-130
17. Самойленко А. А. Гражданство Российской Федерации на современном этапе развития: понятие, принципы, основания и способы приобретения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – С. 207-209
18. Самойлов В.Д., Соловьева М.Л. Двойное гражданство как конституционно-правовой институт обеспечения безопасности государства // Журнал «Пробелы в российском законодательстве». - 2018.- №6. –С. 41-43
19. Смашникова Т. Б. Особенности статуса лиц, имеющих двойное гражданство, в Российской Федерации // Журнал «Современные инновации». – 2017. – С. 65-67
20. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : учебник для академического бакалавриата / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
Материалы правоприменительной практики:
1. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2018 г.) // СПС Гарант